Шелкотрафаретные технологии: тонкости изготовления хорошего трафарета


Ваша уникальная скидка!

Станьте нашим постоянным клиентом и получайте индивидуальные условия и суперпредложения от ЗЕНОН!
Ваш личный консультант по телефону:

Итак, мы продолжаем рассказывать вам о тонкостях шелкотрафаретной печати. Мы надеемся, что вторая часть статьи будет для вас не менее полезной, чем первая.

Очистка.

Итак, мы изготовили трафарет. Но прежде чем приступить к изготовлению матрицы необходимо подготовить и очистить сетку.

Для хорошей адгезии обязательно отчистите масло, пыль, грязь, остатки краски и растворителя перед нанесением слоя эмульсии. Для очищения не стоит использовать бытовую химию, т. к. её состав может повредить структуру сетки. Пользуйтесь специальными средствами.

Для очистки нанесите моющее средство на обе стороны трафарета и помойте щёткой (губкой). После очистки тщательно промойте сетку водой под давлением.

ВНИМАНИЕ! Сразу после очищения оставьте трафарет высохнуть. Не трогайте поверхность сетки.

Эмульсии.

Еще одна важная часть — это фотоэмульсии или капиллярные плёнки. Они наносятся или приклеиваются к сетке трафарета для экспонирования фотовыводов в ультрафиолетовом свете.

С помощью эмульсии трафарет превращается в готовую печатную форму с изображением: места, где эмульсия была под воздействием УФ-излучения, становятся водостойкими, а те, которые были закрыты изображением на позитиве, остаются водорастворимыми и смываются водой.

В процессе печати краска проникает на изделие сквозь открытые области сетки и получается отпечаток.

Прямые фотоэмульсии — это клейкие светочувствительные жидкости. С помощью ракеля-кюветы их наносят на очищенный и высушенный трафарет.

Существует три типа прямых фотоэмульсий: диазо-чувствительные, диазо-чувствительные двойного отвердения и однокомпонентные фотополимерные эмульсии.

Теперь подробнее о каждом типе. Первый считается устаревшим, поэтому о нем мы не будем говорить.

В эмульсиях двойного отвердения содержится меньше воды, чем в тех самых устаревших, и они не так сильно трескаются при высыхании. Они довольно устойчивы и подходят для работы с красками на водной основе.

Эмульсии двойного отвердения состоит из двух отдельных частей: клеевой основы и светочувствительного компонента, который добавляют в основу перед использованием. 

В однокомпонентных фотополимерных эмульсиях компоненты сразу смешаны и это значительно облегчает все процессы. Из бонусов — практически неограниченный срок годности.

Еще одна важная характеристика фотоэмульсии — вязкость. Её выбирают в зависимости от линиатуры сетки и содержания твердых частиц, которые важны при воспроизведении мелких точек изображения.

Помните, что при работе красками на водной основе с большими тиражами (более 100 изделий) потребуется специальная водоустойчивая эмульсия.

Работа с двухкомпонентными эмульсиями.

Сначала нужно смешать диазо-порошок с основой. Обратите внимание на способ, рекомендованный производителем.

Затем тщательно смешайте составы и оставьте на несколько часов для выхода пузырьков воздуха.

Материал является фоточувствительным, поэтому все работы лучше проводить либо при приглушенном свете (лампочка не более 50 Вт), либо в комнате с плотно зашторенными окнами.

Из-за теплочувствительности эмульсии следует хранить при температуре не более +28°C. Срок хранения смешанной эмульсии примерно равен 2 месяцам.

Нанесение эмульсии.

Наносить эмульсию на трафарет правильнее всего будет ракелем-кюветой. Они бывают разной длины, размер выбрать просто: он должен быть чуть меньше, чем внутренний размер трафарета (рамы). Таким образом ракель-кювета не будет задевать стенки рамки в процессе нанесения, что обеспечит более плотное прилегание, а нанесение будет равномерным.

Ракель-кювета имеет 2 края: закругленный и острый. Для стандартных условий печати пользуйтесь острым краем, закругленный край понадобится при выполнении работы с толстым слоем краски.

Еще раз напомним, что в помещении не должно быть яркого света и УФ-лучей.

Важный момент: высушенная матрица (трафарет с нанесенным слоем эмульсии) более светочувствительна, чем влажная.

Наполните ракель-кювету необходимым количеством эмульсии. Поставьте трафарет в вертикальное положение и, начиная снизу с наружной (печатной) стороны трафарета, прислоните край кюветы к сетке и наклоните так, чтобы эмульсия касалась сетки, и начните медленно двигать кювету вверх.

Теперь переверните трафарет и произведите ту же манипуляцию с внутренней стороны (сторона ракеля).

Остатки неиспользованной эмульсии вылейте в банку, а саму кювету сразу (!) вымойте. Если этого не сделать, то эмульсия забьет край так, как это сделал бы любой клей.

Берегите край ракель-кюветы, любое его повреждение приведет к неровности слоя наносимой эмульсии.

Берегите край ракель-кюветы

Трафарет с нанесенной эмульсией следует высушить в темной комнате под обдувом вентилятора. Желательно в горизонтальном положении, нижней стороной трафарета вниз.

Рекомендуемая температура в помещении, где будут сохнуть трафареты с эмульсией (это может быть и специальный сушильный шкаф), +38... +43°C. Следите за влажностью в помещении.

При высокой влажности трафарет будет сохнуть дольше. Нормальным временем высыхания эмульсии на трафарете считается 30-60 минут.

Высушенный трафарет можно хранить до использования как минимум два-три месяца. Это позволит подготовить его заранее.

Как и эмульсию, храните трафарет в специальном светонепроницаемом ящике и следите за температурой в помещении.

Прямые капиллярные плёнки

Прямые капиллярные плёнки — еще один способ изготовить сетку. Название "капиллярные" обусловлено тем, что эмульсия с плёночной основы переходит на сетку под действием капиллярных сил.

Это слой светочувствительной эмульсии, нанесенный на прозрачную ацетатную пленку (основу). Плёнки можно купить в виде листов или в рулоне. Они приклеиваются к трафарету с помощью воды, затем высушиваются и засвечиваются так же, как и прямая эмульсия. Их проще и легче использовать т. к. они не требуют смешения каких-либо компонентов. Так как капиллярные пленки наносятся на влажный трафарет, то все процессы ускоряются, т. к. мы минуем стадию сушки вымытого трафарета, как при работе с прямыми эмульсиями. Таким образом, если на изготовление трафарета прямой эмульсией у вас уходит час или два, то для пленочного трафарета потребуется от силы полчаса. Из минусов — капиллярные пленки не очень подходят для работы на мелких сетках.

Очень важно аккуратно соблюдать технику нанесения на трафарет, ибо при неправильном приклеивании плёнка может просто отвалиться от сетки. Значительное достоинство капиллярных плёнок — очень чёткие границы матрицы.

Очень важно аккуратно соблюдать технику нанесения на трафарет

Прямые плёнки выпускаются различной толщины: от 15 до 84 мкм.

Время экспозиции плёнок одной толщины всегда постоянно и не зависит от номера и цвета сетки.

Основные правила работы с капиллярными плёнками.

Обычно производители пишут очень подробные инструкции, но мы бы хотели выделить несколько ключевых моментов, которые помогу вам создать качественную матрицу.

1. Трафарет необходимо очистить и обезжирить. Очищенный влажный трафарет можно дополнительно обработать специальными смачивающими составами, так как чем лучше он держит воду во время приклеивания, тем лучше будет результат.

2. Работайте в приглушенном освещении.

3. Плёнка наносится на нижнюю сторону трафарета с последующим быстрым проходом ракеля по внешней и внутренней сторонам трафарета для продавливания воды и улучшения приклеивания.

4. Всегда держите под рукой бутылку воды с распылителем. Если вы обнаружили плохо приклеенные участки, немедленно сбрызните их водой.

5. Сушите трафарет в темноте под обдувом вентилятора. Время сушки: 20-30 минут. После высыхания снимите ацетатную плёночную основу.

6. По сравнению с неокрашенной прямой эмульсией, время экспонирования плёнки необходимо удвоить.

7. После экспонирования промойте трафарет с нижней стороны. Для выбивания незасвеченной эмульсии понадобится несколько большее давление воды. Если плёнка отслаивается, то либо трафарет недосвечен, либо сетка плохо обезжирена.

8. На сетках с номерами 90 и выше плёнка держится хуже, чем на крупных, поэтому при смывании уменьшите напор воды.

Трафареты с нанесенными плёнками можно хранить неделями в светонепроницаемом ящике. Они способны выдерживать тиражи до 30 тысяч отпечатков.

Экспозиция.

Закрепим пройденное и напомним о том, что все материалы являются светочувствительными, и мы работаем в приглушенном свете.

Для экспонирования трафаретов необходимо использовать профессиональное оборудование.

В профессиональных экспозиционных устройствах используются галогеновые, металлогалоидные, люминесцентные и светодиодные лампы.

Обратите внимание, что плёночный позитив должен лежать "наоборот", так как вы смотрите на него снизу. Следите за параллельностью сторон позитива и рамы.

Не забудьте закрепить позитив, чтобы он случайно не изменил свое местоположение при засвечивании.

 

При засвечивании на экспозиционных устройствах вы кладете плёночный позитив на стекло. На него — трафарет и сверху тёмную ткань под грузом (вакуумным прижимом) для хорошего контакта. В этом случае позитив лежит "правильно", т. е. именно так, как мы на него смотрим, а не наоборот.

В профессиональных экспозиционных устройствах темную ткань под грузом заменяет вакуумный прижим.

Время экспонирования зависит от номера сетки, экспозиционного устройства и используемой эмульсии.

Мы можем сказать только, что для цветных сеток время экспозиции увеличивается на 30%, а если позитив изготовлен на кальке — на 30-50%. Оптимальное время экспонирования не должно быть больше 2-6 минут.

На самом деле точное время экспозиции можно определить только опытным путем. Но учитывайте, что при смене источника света или вида эмульсии все опыты нужно проводить сначала.

Особая точность важна для мелких деталей. Если вы недоэкспонировали трафарет, то эмульсия не затвердеет и смоется, а если переэкспонировали, то свет проникнет сквозь позитив и детали исчезнут.

Для решения этой проблемы будет полезен "счетчик экспозиции" (рисунок справа). Засвечивая трафарет всего один раз, вы видите результат сразу пяти разных времен экспозиции.

При экспонировании многоцветных изображений соблюдайте совмещение. Это особенно важно для станков с фронтальным зажимом. Расстояние между низом трафарета и верхом позитива для всех цветов должно быть одинаковым!

Напоминаем, что для капиллярных плёнок время постоянно и не зависит от номера сетки. Для прямых эмульсий сетку с меньшим номером светим меньше, чем сетку с большим номером (слой нанесенной эмульсии разной толщины). В некоторых случаях можно провести повторную экспозицию, т. е. после засвечивания, промывки и сушки экспонируем матрицу вновь.

Один трафарет можно использовать для нескольких маленьких изображений. При печати вы поочередно будете закрывать ненужные изображения с внутренней стороны матрицы.

Смывка после экспонирования.

После экспонирования помещаем трафарет в моечную камеру, чтобы смыть незасвеченную эмульсию. Освещение все еще приглушенное. Смывать начинаем с внутренней стороны трафарета слабым напором воды.

Эмульсия начнет смываться через несколько минут. Вам очень пригодится специальный источник света, установленный в моечной камере, позади трафарета. Так вы сможете видеть результат.

В местах, где эмульсия не смывается, а должна, слегка подтолкните её пальцем или увеличьте напор воды.

Увеличьте напор воды.

После смывки впитайте влагу из матрицы полотенцем, а затем сушите под вентилятором или в сушильном шкафу.

После сушки внимательно посмотрите сквозь полученную матрицу на свет. Возможно, вы увидите нежелательные "дырочки" в области вне рисунка.

Исправьте это, заделав их с нижней стороны трафарета специальными блокирующими составами, а для маленьких тиражей (до 100 отпечатков) можно обойтись скотчем.

Ретушь

Нам нужно закрыть ту часть сетки вокруг рамки, которая не охвачена слоем эмульсии. Используем блокирующий состав. Его можно просто размазать шпателем вдоль внутренних границ рамки. Также можно использовать специальные ограничительные полоски для рам. Они также накладываются вдоль внутренней стороны рамки и фиксируются скотчем.

Подготовка матрицы к печати.

После высыхания блокирующего состава проклеиваем раму специальным скотчем. Обычный скотч сложнее удалять после работы.

Очищение матрицы после печати.

Как правило, один и тот же трафарет используют много раз. Как же подготовить его для следующей матрицы?

1. Тщательно смываем всю краску и удаляем скотч;

2. Водорастворимый блокирующий состав для ретуши смываем водой. Если использовали другое, то потребуется подходящий растворитель;

3. Удаляем слой старой эмульсии. Для этого можно использовать специальные отслаиватели фотоэмульсии. Отслаиватель наносят на обе стороны матрицы и через 2-4 минуты смывают водой под большим давлением. Возможно, что очищать нужно будет несколько раз.

ВНИМАНИЕ! Не допускайте высыхания отслаивателя — он полностью забьёт ячейки сетки!