Шелкотрафаретные технологии: тонкости изготовления хорошего трафарета


Ваша уникальная скидка!

Станьте нашим постоянным клиентом и получайте индивидуальные условия и суперпредложения от ЗЕНОН!
Ваш личный консультант по телефону:

Дорогие друзья! В этой статье мы рассказываем о тонкостях изготовления печатной формы. Какие материалы существуют на рынке сегодня и как их выбирать, чтобы результат печати порадовал и вас, и ваших заказчиков.

Рамы

Тип рамы полностью зависит от типа печати, который вы хотите выполнить. Например, это может быть простой плашечный дизайн или картинка с большим количеством цветов и мелких деталей.

Основные требования к раме для трафаретной печати:

  • удержание натянутой сетки. Качество отпечатка напрямую зависит от высоты натяжения;
  • стабильность натяжения сетки. При потере натяжения сетка сморщивается, что приводит к смещению цветов;
  • легкий вес и соответствие условиям печати (размеру станка и т. д.).

Поговорим про типы рам, которые можно встретить сегодня.

Деревянные. Атавизм мира шелкотрафаретной печати. Встречается редко, но встречается. Это кустарное изделие из дерева, на которое крепится сетка. Очевидно, что ни о какой стабильности натяжения и профессионализме в целом речи быть не может. Что не отменяет факта их существования.

Деревянные рамы

Алюминиевые и рамы из легкосплавной стали. Это самый распространенный тип рамок. Держит сетку на 5 баллов, недорого стоит и используется во всех видах станков. При этом дает качественный результат. В общем, универсальный солдат среди рамок.

Алюминиевые и рамы из легкосплавной стали

Самонатягивающиеся. Это рамы специальной конструкции с пазами для крепления, в которую зажимается сетка (а не наклеивается, как на другие типы). При этом сетку можно легко натянуть до нужных вам параметров перед началом работы, и даже подтянуть её в процессе. Степень натяжения рекомендует производитель трафаретной ткани и измеряется она в Ньютонах. С этими рамами можно работать только на станках с фронтальными зажимами, и это можно отнести к минусам.

Алюминиевые рамы

В чём плюсы? Мы получаем высокий уровень натяжения, немного экономим на расходе сетки, нам не нужны натяжные устройства.

Сетка

Это полотно с сетчатой структурой, которая позволяет краске проникать на изделие во время печати.

Сегодня сетки изготавливают из синтетических волокон, поэтому они долго держат размер и форму. Самый популярный материал для сеток — полиэфир.

Сетчатое волокно может быть соткано из отдельных нитей (моноволокна) или из скрученных нескольких нитей (многоволоконная структура). Первый тип — самый распространенный. Моноволокно выдерживает высокий уровень натяжения, а после работы такой трафарет легко чистить благодаря гладкой поверхности.

Номер сетки и толщина нитей

Без этого параметра нам не обойтись. Он определяет количество, длину и толщину нитей на линейную единицу (как правило, в микронах). Количество нитей (на сантиметр или дюйм, в зависимости от производителя) называется номером сетки и является ее главной характеристикой. Сетки с большим номером сотканы из более тонких нитей, а с меньшим номером из нитей большего диаметра.

Определяющие факторы при выборе сетки — это её состав и частота переплетения нитей. От этого будет зависеть проникновение и расход краски. Более грубые сетки, с меньшим номером оставляют более толстый слой краски на изделиях.

Но здесь важно помнить о том, что пористые материалы, такие как ткань, поглощают больше краски, чем не впитывающие.

Сетки

Выбор сетки для конкретной задачи

Так как на рынке сегодня представлены различные сетки от различных производителей, то таблицы, которые мы разместили ниже, являются ориентировочными. И не забудьте о том, что для каждого номера сетки существует допустимый уровень натяжения.

В шелкографии используют широкий диапазон номеров сетки от 2 до 200 нитей/см.

Самые распространённые номера от 77 до 180 нитей/см. Число нитей в сантиметре от категории не зависит, но именно толщина нити определяет прочность ткани каждого номера, а также с каким усилием её можно растягивать и какую нагрузку прилагать во время печати.

Толщина волокна обозначается буквами, которые ставят рядом с номером: S — тонкие, Т— средние, HD — толстые.

Если говорить о цвете сеток, то обычно они бывают белыми или окрашенными в желтый или оранжевый цвет. Окрашенные сетки лучше воспроизводят мелкие детали за счет поглощения света и предотвращения эффекта нежелательного засвечивания.

Обычно сетку маркируют так: номер сетки — толщина нитей — цвет сетки. Например, 120-34 Y (120— количество нитей на см, 34 — толщина нити в микронах, Y— желтый цвет).

Многоволоконные сетки маркируются номером сетки, за которым следует одно-, двух- или трехзначное число, означающее толщину нитей.

Номера многоволоконных сеток варьируются от 2 до 25 и не имеют отношения к количеству нитей, но чем выше номер, тем тоньше сетка.

Ориентировочный выбор номера сетки для печати на ручном оборудовании в текстильной печати.

S. Тонкие волокна.

Требуют хорошую матрицу, позволяют печатать с большой скоростью.

Номер сетки/Тип печати

  • 10-21. Для красок крупного помола
  • 24-43. Для металлических красок

Т. Средние волокна.

Мягкая на ощупь печать или печать "влажным по влажному" на темных изделиях.

Номер сетки/Тип печати

  • 12-24. Печать плашками на темном
  • 43-56. Обычная печать на светлом
  • 56-79. Многоцветная печать на светлом
  • 120-130. 4-хцветная печать на светлом
  • 34-50. Горячие трансферы
  • 24-50. Холодные трансферы
  • 70-90/43-50. Печать по нейлону (светлому/темному)
  • 55-120. Для мягкой на ощупь печати
  • 43-90. Для подложки
  • 77-140. Для печати "влажным по влажному" по подложке
  • 120-140. Для полутоновой печати

HD. Толстые волокна.

Требуется толстый слой эмульсии на матрице, маленькая скорость печати, ракель с тупым краем.

Номер сетки/Тип печати

  • 20-38. Для печати на спортивной форме и флокирования
  • 20-34. Для кроющих горячих трансферов
  • 29-49. Для максимальной высоты слоя вспенивающейся краски

Примечание: Обычно используются сетки "Т" с волокнами средней толщины. В таблицах отсутствуют многоволоконные сетки, т. к. профессионалы не работают с ними и не рекомендуют это делать в принципе.

Как видно из таблиц, для печати на темных тканях или там, где нужно использовать более толстый слой краски, идеальным выбором будут грубые сетки с меньшим номером. Например, 30. А для многоцветной печати или печати "влажным по влажному" подойдут большие номера. Например, 120.

Если вы предпочитаете готовые трафареты, то можно просто купить набор из 4 или 5 видов сеток. А чтобы не было путаницы, то мы рекомендуем писать на кромке трафарета номер.

Несколько слов о натяжении

Мы неоднократно говорили о том, что чем лучше натянута сетка, тем лучше результат.

Уровень натяжения сетки измеряется в ньютонах на сантиметр, называемых просто "ньютонами". Чем этот показатель выше, тем лучше натяжение. Важно учесть, что для разных видов сеток существуют разные рекомендуемые уровни натяжения. Измерять уровень натяжения поможет прибор, называемый тензометром.

тензометр

Важные моменты при работе с тензометром:

  • Всегда держите его под углом 90° к нитям.
  • Измеряйте натяжение в нескольких точках, обязательно проверяя углы. Перетянутые углы часто становятся причиной разрыва сетки.
  • Бережно храните тензометр и избегайте падений инструмента.

Стандартное натяжение в трафаретной печати: 25 ньютонов. Начните с натяжения в пределах 15-25 ньютонов. На самонатягивающихся рамах можно достичь значений до 40-50 ньютонов.

Важно помнить, что сетка, натянутая слишком сильно, сокращает срок службы трафарета и ухудшает качество печати. Во всем должен быть здравый баланс.

При использовании высоконатянутых сеток важно точно соблюдать рекомендуемый уровень натяжения, чтобы обеспечить правильную открытую область для краски. Наши исследования показывают, что максимальный уровень натяжения в текстильной печати: 30 ньютонов.

Хорошее натяжение дает более четкие изображение и уменьшает сопротивление ракеля. Также это экономит краску, снижает налипание на обратной стороне трафарета и увеличивает производительность.

Что касается процесса натяжения, раньше считалось, что достижение нужного уровня следует делать поэтапно. Но современные исследования и испытания опровергли это мнение. Быстрое натяжение показывает незначительные потери стабильности натяжения, не более 1 ньютона.

Быстрое натяжение

Этот метод позволяет сэкономить время без ущерба для качества. При этом важно контролировать равномерное натяжение вертикальных и горизонтальных нитей, избегая избыточного натяжения в углах.

При использовании самонатягивающихся рам важно строго соблюдать инструкции производителя. Если у вас сетка, происхождение которой неизвестно никому, кроме того, кто её сделал, лучше натягивать поэтапно для стабилизации натяжения перед окончательной фиксацией.

Фиксация сетки на раме

Вот несколько важных пунктов, которые помогут вам избежать проблем при фиксации сетки.

1. Подготовьте поверхность рамы. Поверхность, к которой будет приклеиваться сетка, не должна быть слишком гладкой. Иногда новые рамы специально шлифуются, чтобы обеспечить лучшее сцепление с клеем.

2. Очистка поверхности. Перед приклеиванием новой сетки удалите остатки старой сетки, клея, краски и других загрязнений. Для этой цели можно использовать растворители ацетоновой группы.

3. Подберите клей оптимальной вязкости, в соответствии с номером сетки. Правильный выбор клея гарантирует, что клей пройдет через сетку и обеспечит надежное приклеивание.

4. Соблюдайте пропорции для двухкомпонентных клеев, точно следуйте инструкции. Несоблюдение рекомендаций производителя может привести к проблемам с сушкой и устойчивостью к растворителям. Если клей требует активации, помните, что процесс активации начинается сразу после нанесения активатора. Имейте в виду, что слишком большое количество активатора может ослабить связь клея.

5. Наносите клей равномерно и тонким слоем. Если кажется, что клея недостаточно, наносите второй и последующие слои только после полного высыхания предыдущего.

6. Прижмите сетку, если она плохо прилегает к раме, и дождитесь полного высыхания клея.

 

Надеемся, что статья была для вас полезной.