База знаний, О нас, История компании 10955

Что это за слово - "ЗЕНОН"?

Что такое "ЗЕНОН"? Это первое, что любят очень многие спрашивать. Действительно - слово непривычное для русского языка. Попробуем разобраться, хотя признаться, мы и сами можем ответить на этот вопрос лишь весьма приблизительно. Наверное, в нашем названии хорошо то, что каждый может представить себе что-то свое. Философски настроенные люди увидят в нем имена древнегреческих философов. Недоброжелателям, вероятно, понравится интерпретация "the none" (ничто, пустое место). А истинные сайнмейкеры узнают в произношении название инертного газа Ксенона (по-английски "xenon" произносится как "зенон"). Но для нас это просто короткое, звонкое имя, которое в то же время достаточно редко встречается. Если совсем откровенно - мы не озадачиваемся привязкой имени нашей компании к чему-либо осмысленному, так что не будем искать скрытого смысла там, где его нет. :)

Однако, раз уж мы упомянули имена древних ученых-философов - наших тезок - мы порылись в справочниках и энциклопедиях и, чтобы избавить вас от самостоятельных поисков, приводим здесь выдержки из наиболее авторитетных источников, трактующих слово "ЗЕНОН".



Всемирный биографический энциклопедический словарь

Зенон (Zenon) из Китиона (на острове Кипр) (около 336-264 до н. э.), древнегреческий философ, основатель школы стоицизма. Обучался у киника Кратеса, представителя мегарской школы Стилпона, а также у философов Академии платоновской и Полемона. В 308 до н. э. основал собственную школу в Афинах. Сочинения Зенона дошли до нас только в отрывках.

Учение Зенона, складывавшееся в условиях формирования могущественных эллинистических государств, характеризуется преимущественно вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. Зенон строит этику на основе физики, т. е. учения о природе. Вслед за Гераклитом основой сущего Зенон провозглашает огонь, который он отождествляет с божественным логосом. Над миром господствует необходимость, или фатум, однако сам мир - живое целое, пронизанное божественным дыханием (пневмой). В человеческом поведении первичным является влечение, движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий. Учение о влечении предшествует у Зенона учению о добродетели. Цель разумного влечения - добродетельная жизнь, которую Зенон, в согласии с киниками, определял как жизнь, сообразную с природой. Добродетель есть устойчивое, самотождественное состояние познающего разума - вслед за Сократом Зенон отождествлял добро с разумом, знанием, внося в этику сильную струю рационализма (в пороках Зенон видит лишь недостаток знаний). В учении Зенона о доблестных и дурных поступках выступает важное для стоиков понятие о долге - неписаном законе, с которым отдельное лицо сообразует свои действия и в котором сказывается общая зависимость всего от объективных закономерностей природы. Напротив, страсть - чрезмерное влечение, свершающееся наперекор природе и разуму. Мудрец добровольно стремится исполнять всевластную необходимость; он добродетелен и, в силу разумности, бесстрастен.

В учении об обществе Зенон развивал космополитическое воззрение, отразившее процесс становления мирового государства. Зенон распространяет на государство закон, общий для всех народов и обнимающий весь мир; благо всех выше блага отдельного лица. Политический закон совпадает для Зенона с нравственным. В педагогических идеях Зенона намечены предпосылки учения о характере. Вера Зенона в определяемость нравственного поступка мышлением связывала Зенона с сократовской традицией и оказала значительное влияние на развитие психологии и этики.



Большая советская энциклопедия

Зенон Элейский (Zenon Eleates) (около 490-430 до н. э., Элея, Южная Италия), древнегреческий философ. Развивал учение Парменида о едином, отрицая познаваемость чувственного бытия, множественность вещей и их движения и доказывая немыслимость чувственного бытия вообще. Аристотель считал Зенон Элейский основателем диалектики, так как он одновременно много занимался установлением противоречий и, по-видимому, полагал, что истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений (есть указания на то, что Зенон Элейский излагал своё учение в диалогической форме). Зенон Элейский известен знаменитыми парадоксами апориями *).

Аргументы Зенона Элейского привели к кризису древнегреческой математики, преодоление которого было достигнуто только атомистической теорией Демокрита. Основная мысль апорий Зенона Элейского (как и Парменида) состоит в том, что прерывность, множественность, движение характеризуют картину мира, как она воспринимается чувствами. Но эта картина недостоверна. Истинная картина мира постигается мышлением. Попытка мыслить множество приводит математику к противоречию. Следовательно, множественность немыслима. То же с мыслимостью движения. Диалектика Зенона Элейского основывалась на постулате недопустимости противоречий в достоверном мышлении: появление противоречий, возникающих при предпосылке мыслимости множественности, прерывности и движения, рассматривается как свидетельство ложности самой предпосылки и в то же время свидетельствует об истинности противоречащих ей положений о единстве, непрерывности и неподвижности мыслимого (а не чувственно воспринимаемого) бытия.

Критику аргументов Зенона Элейского с позиций идеалистической диалектики дал Гегель (см. "Лекции по истории философии", т. 9, Л., 1932, с. 231-45). С позиций материалистической диалектики эта критика дана В. И. Лениным (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 230-33). Апории Зенона Элейского явились важнейшим этапом на пути развития античной диалектики. Они оказали существенное влияние и на развитие философии в новое время, в частности на философское обоснование математики.



Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Зенон, элеец (V в. до P. Хр.) - сын Телевтагора, любимый ученик Парменида, подтверждал его учение о единстве и неподвижности бытия диалектическими аргументами, показывая, что противные ему обычные представления о множественности и движении распадаются во внутренних противоречиях. Аристотель называет его изобретателем диалектики. Вот сущность главных аргументов Зенона:

  1. Против множественности: если все состоит из многого, или если сущее реально делится на обособленные части, то каждая из этих частей оказывается зараз и бесконечно малой, и бесконечно великой; ибо имея вне себя бесконечное множество всех прочих частей, она составляет бесконечно малую частицу всего, но с другой стороны, слагаясь сама из бесконечного множества частиц (будучи делима до бесконечности), она представляет величину бесконечно большую. Так выходит, если признавать все частицы имеющими величину и делимыми; если же признать, что многое, т. е. частицы всего, не имеют никакой величины и потому неделимы, то выходит новое противоречие: все оказывается равным ничему. В самом деле, то, что не имеет величины, не может, присоединяясь к другому, его увеличивать (нуль не есть слагаемое); поэтому и все, состоящее из неделимых, лишенных величины, само не имеет никакой величины, или есть (материально) ничто. По словам Гегеля, "Зенонова диалектика материи доныне не опровергнута".
  2. Против движения. Чтобы пройти известное пространство, движущееся тело должно сперва пройти половину этого пространства, а для этого - сначала еще половину этой половины и т. д. до бесконечности, т. е. оно никогда не тронется с места; на этом основании быстроногий Ахиллес никогда не может догнать медлительную черепаху. Другой аргумент: движущееся тело, напр. летящая стрела, в каждый момент движения занимает определенное пространство, т. е. находится в покое и, таким образом, все движение разлагается на моменты покоя, следовательно, представляет внутреннее противоречие (так как из нулей движения нельзя составить положительную величину). Аргументы Зенона не суть софизмы, а указывают на действительные противоречия в понятии вещества, пространства и времени, как состоящих из реально раздельных частей; именно это понятие и хотел опровергнуть Зенона.


*Что такое Апория? Большая советская энциклопедия

Апория (от греч. aporia - затруднение, недоумение, от а - отрицательная частица и poros - выход), термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными наблюдения и опыта и попытками их мысленного анализа). Наиболее известны Апории, исходящие от Зенона Элейского (5 в. до н. э.) (излагаемые в различных позднейших редакциях, зачастую противоречащих одна другой, т. к. подлинные аргументы самого Зенона не сохранились). Апория "против множественности вещей" ставит вопрос о возможности мысленного представления вещей в виде множеств. Зенону приписывается мнение, что подобное представление невозможно вследствие своей противоречивости: если вещь есть множество, то она есть бесконечное множество, т. к. для разделения двух вещей нужна третья вещь и т. д.; но тогда вещь конечных размеров должна либо иметь бесконечные размеры (если составляющие её вещи имеют размеры), либо не иметь размеров (если составляющие её вещи не имеют размеров). В этой Апории проявляется т. н. "парадокс меры", указывающий на трудности логически непротиворечивого представления протяжённых величин в виде совокупности нульмерных точек, (В другой версии этой Апории констатируется противоречие между утверждениями о конечности и бесконечности множества реально существующих вещей, причём оба утверждения в равной степени могут считаться мотивированными.) Апория "Дихотомия", "Ахиллес", "Стрела", "Стадий" посвящены трудностям, связанным с понятием движения. "Дихотомия" (разделение на два): прежде чем движущееся тело пройдет весь путь, оно должно пройти половину пути, а до этого - четверть и т. д.; но поскольку этот процесс мысленного деления бесконечен, то движение никогда не может начаться (другой вариант той же Апории приводит к выводу, что движение не может закончиться). Возникшее противоречие ставит вопрос о корректности отображения понятий пространства, времени и движения посредством математической абстракций точки, отрезка и о спорности различных абстракций бесконечности, В одной из популярнейших Апория - "Ахиллесе" анализируется противоречие между очевидными данными чувственного опыта и рассуждением, согласно которому быстроногий Ахиллес не может догнать черепаху, т. к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха успеет все же пройти некоторый отрезок, пока Ахиллес будет пробегать этот отрезок, черепаха отползёт ещё немного дальше, и т. д. Апория "Стрела" указывает на трудности отображения движения, возникающие с принятием "атомистических" концепций: если считать, что пространство, время и сам процесс движения состоят из некоторых "неделимых" элементов, то в течение одного такого "неделимого" тело не может двигаться (иначе "неделимое" "разделится") а значит, оно не сможет двигаться и вообще (сумма "покоев" не может образовать движения) т. е. летящая стрела "на самом деле" покоится.

Зеноновские Апории подчеркивают относительный и противоречивый характер математических описаний реальных процессов движения, необоснованность претензий на "адекватность" ("изоморфизм") каких бы то ни было математических отображений физических процессов и, наконец, спорность устоявшихся мнений об однозначной определённости таких фигурирующих в них понятий, как, например натуральный ряд чисел. В частности, логические коллизии, зафиксированные в "Дихотомии" и "Ахиллесе" можно объяснить необоснованностью того "очевидного" допущения что последовательности точек фигурирующих в этих Апориях и их мысленные образы, т. е. номера этих точек, задают один и тот же натуральный ряд (уверенность в бесспорности этого допущения была подорвана открытием т. н. нестандартных, т. е. неизоморфных друг другу, моделей арифметики натуральных чисел, см. Формальная арифметика).

Ни один из предлагаемых в настоящее время путей разрешения возникающих в Апориях противоречий не может считаться общепринятым; проблематика, связанная с Апориями, продолжает интенсивно обсуждаться, в том числе и в работах советских учёных. Влияние зеноновских Апорий отчётливо прослеживается, например, в тезисах античного скептицизма, в т. н. антиномиях чистого разума И. Канта. Вообще анализ Апорий, являющихся своего рода отрицательным выражением диалектики взаимоотношения реального мира и его отражения в мышлении, оказал значит. воздействие на последующее развитие логики и теории познания.



ЗЕНОН

ЗЕНОН (ок. 426-491), император Византийской империи, принадлежал к знатному роду племени исавров. Зенон командовал войском исавров, которое император Лев I стремился противопоставить своей прежней германской гвардии под началом патриция Аспара. В 468 Зенон женился на дочери Льва Ариадне, а в следующем году стал консулом. В 474 Лев умер, и ему наследовал его внук, сын Зенона и Ариадны, которого также звали Львом. Поскольку новый император был совсем юн, бразды правления перешли в руки Зенона, а получив реальную власть, Зенон вскоре присвоил себе и титул императора. После смерти Льва II, последовавшей в конце того же 474, Зенон стал единоличным правителем. В правление Зенона империю неоднократно потрясали беспорядки и войны. Зенон пробыл на троне всего несколько месяцев, когда его заставил бежать из Константинополя мятеж, поднятый вдовствующей императрицей Вернией и ее братом Василиском. Василиск захватил власть, но в 477 Зенон с легкостью его сверг. В последующие годы произошел целый ряд новых восстаний, а извне Зенону угрожало вторжение остготов. Чтобы спасти себя и столицу, Зенон в 487 побудил их вождя Теодориха вторгнуться в Италию, в результате чего стал свидетелем образования могущественного готского королевства. В 482 Зенон опубликовал знаменитый указ Генотикон, имевший целью примирение с монофизитами. Однако указ этот вызвал продолжавшийся с 484 по 519 раскол с Римской церковью, которая настаивала на неукоснительном следовании решениям Халкидонского собора 451, осудившего монофизитство.